Когда Европе наскучили пышная роскошь барокко, изящество и причудливость рококо, строгие пропорции классицизма, дизайнерская мысль невольно обратилась к Востоку, к культуре древнейшей Страны восходящего солнца с ее простыми, близкими к совершенству формами, пространственной свободой, максимальной функциональностью, мобильностью и философией созерцательности.
По-настоящему открытая европейской цивилизацией сравнительно недавно, Япония все еще остается загадкой, несмотря на то, что со времен Марко Поло о ней много и охотно говорят и пишут. Этой страной восхищаются, ее изучают, ее уникальному опыту пытаются подражать, но считается, что европейцам, никогда не стоявшим на страже каждого сантиметра и не испытывавшим неудобств от излишества вещей, понять ее достаточно сложно.
В архитектуре и дизайне слияние Востока с Западом выплеснулось в минимализм - самый яркий и самый спорный стиль второй половины ХХ в. Минимализм универсален. Пронзительная чистота линий и ясность пространства, уравновешенный, гармоничный интерьер - альтернатива безумному темпу современной жизни, когда так естественно возникает желание расширить границы собственного мира. Мы проходим сквозь сезоны настроений - и пространство, в котором живем, адаптируется, изменяется, отражая наши желания. Мобильность и способность трансформироваться - отличительная черта минимализма. Все просто, четко, и в то же время - это постоянный поиск, возможность выразить свое отношение к жизни в настоящий момент.
Здесь нет места лишним деталям. Одна яркая вещь, вроде бы небрежно брошенная в интерьер, а на самом деле четко уютная и максимально необходимая, способна рассказать больше, чем музейная экспозиция картин на стенах или иные, пусть милые сердцу безделушки (тяжело отказаться от так называемых семи слоников на комоде). Избавляясь от лишних вещей, освобождая себе жизненное пространство, мы одновременно раскрепощаем свой внутренний мир.
Естественная простота, созданная с помощью минимальных средств и созвучная стремлению к душевному покою, внутренней гармонии, - вот сущность минималистского интерьера. Эта простота сродни творческому методу Тициана, который использовал три краски, создавая ими свою цветовую гамму.
Минимализм сложно ограничить определенными канонами, его скорее можно почувствовать, уловить. Однако характерные черты прослеживаются?
Создание интерьера в стиле минимализм подразумевает большую площадь: чем больше пространство, тем проще расставить акценты. При этом могут использоваться как дорогие, так и дешевые отделочные материалы, но сам интерьер всегда будет дорогим, и прежде всего по содержанию - внутренней, скрытой наполненности, где органично сочетаются рассудочная упорядоченность, утонченная чувственность и богемная легкость. Не случайно к этому стилю чаще склонны люди с богатой фантазией.
Пространственная свобода подчеркивается максимальной открытостью корпусной мебели, будь то зонирование пространства стеллажами, гардеробные системы, стеллажи для теле-, видеоаппаратуры или домашней библиотеки. Разноуровневые навесные полки - дерево, прозрачное либо матовое стекло - подняты над низкой базой-основой, которая может просто стоять на полу или возвышаться над уровнем пола на достаточно высоких металлических ножках, что привносит в интерьер легкость, невесомость, некое ощущение полета. Минимум распашных дверей, все элементы выдвигаются: при этом движение по горизонтали и вертикали обуславливается строгой геометрией линий и графичностью интерьера. Стеллажи естественно вписываются в жилую среду и оптически увеличивают помещение, открывая взору пространственную глубину и перспективу.
Один из основных постулатов минимализма - функциональность - проявляется максимально, когда расположенный вдоль стены стеллаж выполняет одновременно роль библиотеки, удобной ниши для телевизора и уютного мини-бара - изобретение дизайнеров итальянской фабрики "Besana". Ее характерной особенностью является новаторство в области дизайна и технологий, при том что фабрика эта - с давними традициями и основана еще в 1903 г.
Уравновешенность минималистского интерьера отражается в цветовой гамме: это черно-белая графика с добавлением ярких пятен локального цвета (например, открытого синего или насыщенного красного) в мебели, текстиле и аксессуарах, пастельные тона и различная фактура деталей. Строгая геометричность композиции прослеживается в гостиных, представленных итальянской группой компаний Feg, Relaxia, Salvarani - Compagnia del Mobile и фабрикой Desiree.
Еще один крупный итальянский концерн, работающий в духе минимализма, - Florida group. Его история началась с создания в 1963 году в небольшом городке Прата фабрики Florida по производству мебельной фурнитуры. После этого компания начала расширяться, и в ее состав постепенно вошли Elve, Poletti&C.SPA, Florida cucine, Leader, объединенные общим подходом к мебели, дизайн которой удивительно соответствует философии минимализма: забота о максимальном комфорте человека, легкость в обращении, многофункциональность в сочетании с новейшими технологиями.
Аксессуары - строго отобранные - несут главную смысловую нагрузку, играя акцентную роль, и служат полному завершению интерьера. Наличие ковра на одноуровневом, ничем не обыгранном полу необязательно, но если таковой присутствует, то он без рисунка, одной текстуры - или с плавным рисунком в противовес выверенной геометрии линий интерьера. Поверхность низкого журнального столика чаще ровная, открытая либо поделена на равные квадраты, которые вместе с витражом из матового стекла поддерживают пространственную композицию. Окна (как правило, с минимумом декора или без него), выполняя прямую функцию источника света, придают прозрачность интерьеру. Они же создают магическую игру полутонов и цветовых пятен.
Имеющий восточные корни минимализм, придя на Запад, смягчился, приобрел европейские черты, позволив себе плавность линий в деталях, что уравновешивает и гармонизирует интерьер. Художественное совершенство этого стиля демонстрируют коллекции немецкой фабрики "Behr". Мастерство изготовления, возведенное в ранг искусства дизайна, в свое время прославило фабрику: первый заметный дизайн-проект, представленный в 1925 г., сразу стал экспонатом Музея "Баухауз" в Берлине.
"Деталь делает стиль?" - говорил основоположник другой немецкой фирмы "Moller Design", талантливый дизайнер Фридрих-Вильгельм Меллер. Все элементы интерьера от "Moller Design" удобны, надежны, экологичны и самодостаточны. Силуэты просты, линии лаконичны, детали тщательно проработаны.
Интерьеры, созданные немецкой фабрикой "Interlubke", отличаются подчеркнуто прямыми линиями и углами. Здесь - плоско обработанные поверхности, отсутствие украшений, новаторские сочетания материалов. Эпатажный ультрасовременный дизайн ведущих мастеров фирмы Петера Мали, Дитера Циммера, Зигфрида Бензигера и Дитера Рейнхольда адресован людям с обостренным чувством цвета и стиля, тем, для кого минимализм не мода на стиль, а особая форма жизни, раскрывающая очарование простоты и значительность собственного мировосприятия.
Минимализм - стиль прогрессивный, что подтверждает его возрастающая популярность. Недаром считается, что чаще в таком стиле оформляют дома молодые люди, стремящиеся получить максимум комфорта кратчайшим путем.
Минимализм есть поиск абсолютной формы, движение к совершенству, выраженные простотой линий, аскетизмом цветового решения, однако его сдержанность, лаконичность полны внутренней энергии. Благодаря ему дом становится не консервативной крепостью, а микрокосмом - пространственным и свободным, не боящимся чуждых вторжений. Именно поэтому в последнее время минимализм размывается эклектичными вливаниями из других стилей. А это - свобода! Свобода от условностей.
Кому-то покажется, что минимализм скуп и по-спартански суров: вовсе нет, он по-своему роскошен, весел и беззаботен, он широк и космополитичен, как наше грядущее, как время Будущего.
Ирина Ганжа, Екатерина Бартенева
Источник: Дом&Интерьер